Изменения к требованиям по проведению специальной оценки условий труда

В 2 апреля 2016 года Госдума России одобрила проект закона о внесении изменений в закон “О специальной оценке условий труда”.1 мая 2016 года Федеральный закон № 136-ФЗ подписан президентом и вступил в силу. С целью анализа правоприменительной практики законодательства о специальной оценке условий труда Минтрудом России с участием объединений профсоюзов и работодателей организован мониторинг, последние результаты которого выявили необходимость уточнения и изменения отдельных положений федерального закона о специальной оценке условий труда в 2016 году.

В связи с этим Минтруд России подготовил соответствующий законопроект. В частности, законопроектом предлагается распространить процедуру декларирования на рабочие места, условия труда на которых по результатам измерений признаны допустимыми, то есть отнесены ко второму классу условий труда.

«Цель этого предложения – снижение финансовой нагрузки на работодателей, постоянно обеспечивающих безопасные условия труда».

В настоящее время декларированию подлежат только те рабочие места, на которых вообще отсутствуют или не выявлены вредные производственные факторы. По экспертным оценкам, количество рабочих мест, условия труда на которых по результатам спецоценки будут отнесены к оптимальным или допустимым (1 и 2 класс), может составить до 30 млн рабочих мест. Кроме того законопроектом предлагается обеспечить дополнительную защиту информации, составляющую гостайну, при ее передаче в составе сведений о результатах спецоценки с целью недопущения несанкционированного доступа к такой информации. Также планируется расширить перечень сведений, содержащихся в реестре организаций, проводящих спецоценку (аттестацию рабочих мест), за счет информации о филиалах и представительствах таких организаций, учитывая последние изменения.

По словам Министра, принятие законопроекта позволит повысить объективность и качество проведения процедуры специальной оценки условий труда.

Вот наиболее значимые изменения в действующем законодательстве в области специальной оценки условий труда (это статьи 2 и 3 Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ) следующие:

  • предусмотрено декларирование соответствия условий труда на рабочих местах, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (кроме списочных рабочих мест). Теперь в отношении таких рабочих мест работодатель должен подать в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (как и в отношение рабочих мест, на которых вредные производственные факторы не идентифицированы). Однако если в отношении работника и (или) на его рабочем месте в ходе госнадзора за соблюдением трудового законодательства выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, действие декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда; 

  • для рабочих мест, на которых экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, вредные производственные факторы не идентифицированы теперь составляется карта специальной оценки условий труда (ранее можно было ограничиться заключением эксперта и декларацией);

  • теперь работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью; 

  • внеплановая специальная оценка условий труда проводится теперь в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 17 Федерального закона 426-ФЗ (это ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест и изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников), и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 статьи 17 Федерального закона 426-ФЗ (это получение работодателем предписания государственного инспектора труда, изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда);

  • теперь в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 статьи 17 Федерального закона 426-ФЗ (это изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников, наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда), внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться.

Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.