Памятка родителям по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества

Деструктивное поведение подростка проявляется в нарушении школьного порядка, конфликтном взаимодействии со сверстниками и учителями, разрушении личного и школьного имущества, присоединение к опасным сообществам. Деструктивное поведение многообразно.

К опасным сообществам относятся:

  • Группы, пропагандирующие экстремистскую и нацистскую идеологию: террористические группировки;
  • Группы и каналы, пропагандирующие опасные увлечения: опасные квесты, группы с пропагандой наркотиков, трэш-стримеры, шок-контент и др.
  • Группы, пропагандирующие причинение вреда себе или окружающим: селфхарм (буквально переводится как «вред себе»), пиплхейт (движение, пропагандирующее ненависть к людям), депрессивно-суицидальные группы («синий кит» и аналогичные), анорексию и др.
  • Группы, пропагандирующие нетрадиционные духовно-нравственные ценности: оккультизм, сатанизм, чайлдфри, нетрадиционные сексуальные отношения, смену пола, гендерную идентичность, зоофилию и пр.
  • Аниме-сообщества. В отличие от традиционной японской культуры аниме, современные аниме могут быть очень опасны, поскольку нередко пропагандируют насилие, сексуальные извращения, каннибализм, убийства и самоубийства.

Как обезопасить своего ребенка? Необходимо обратить внимание на:

  • характер ваших отношений с ребенком (уровень доверия между вами, удовлетворенность базовых потребностей ребенка). Жестокое отношение к ребенку, игнорирование, унижение, применение физического насилия, сверхконтроль или попустительство являются факторами риска его психологического здоровья и способствуют развитию у него деструктивных проявлений.
  • признаки кризисных состояний у ребенка (высокая тревога, напряжение, агрессивность, изоляция, угнетенное или подавленное состояние, повышенная возбудимость, нарушение сна). Данные признаки могут быть следствием внутреннего неблагополучия ребенка, страданий или употребления наркотических веществ.
  • на факты вымогательства, воровства, оскорбления личного достоинства, жестокого обращения как по отношению к вашему ребенку, так и с его стороны. Это поможет предотвратить формирование у него противоправного деструктивного поведения.
  • увлечения вашего ребенка, его досуг; поддерживайте вашего ребенка в самоопределении.
  • круг общения вашего ребенка (с кем дружит, с кем конфликтует, как взаимодействует с учителями и т.д.).
  • уровень самооценки (адекватная – завышенная – заниженная; самопринятия – самоуничижение). Чувство ненужности, вины, собственной никчемности вынуждают ребенка использовать деструктивные способы борьбы с неприятными переживаниями.
  • изменения в поведении и в состоянии ребенка. Кардинальные изменения могут быть признаком глубокого психического или психологического неблагополучия ребенка.
  • затяжные конфликты в семье, оградите ребенка от участия в конфликтах взрослых. Ребенок чувствует бессилие в конфликтах взрослых, одновременно испытывая и злость, и любовь к близким. Часто в этом случае он ищет избавления от боли и напряжения в деструктивных действиях (попытки самоубийства, демонстративные поступки, асоциальное поведение, жестокость по отношению к другим).

Важно уделять особое внимание адаптации детей к обществу, закладывать нормы и правила поведения, формировать правильное мировоззрение:

  • Показывайте ребенку пример уважительного отношения к себе и другим людям, будьте для своего ребенка авторитетом.
  • Учите ребенка критически мыслить, создавайте для него возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения. Впоследствии в других ситуациях он сможет проявлять инициативу, быть ответственным, противостоять негативному воздействию со стороны других людей.
  • Разделяйте ответственность со своим взрослеющим ребенком. Выделяйте ему собственные обязанности и помогайте в тех делах, с которыми он еще не может полностью справиться самостоятельно.
  • Поддерживайте ребенка в ситуациях неудачи, помогайте пережить тяжелые чувства (гнева, печали, горя, одиночества, тревоги). Так ребенок научится конструктивно переживать жизненные невзгоды.
  • Формируйте у ребенка толерантное отношение к отличиям других людей. Так вы научите ребенка принимать себя и других, предотвратите внутреннее рассогласование и агрессивное отношение к себе и окружающим.
  • Привлекайте ребенка – подростка к совместному труду со взрослыми, к семейному делу. Так ребенок научится ценить собственные усилия, чувствовать собственную значимость, научится занимать себя полезным трудом.
  • Разговаривайте с ребенком, проясняйте мотивы его поступков (“Зачем ты так сделал?”, “А что будет, когда ты это получишь?”). Так вы сможете снизить импульсивное необдуманное поведение ребенка, вызванное внутренним противоречием, поймете потребности ребенка, научите ребенка осознанному поведению.
  • Создайте ребенку возможность для его полноценного отдыха, труда, личное пространство. Неудовлетворенность базовых потребностей приводит к формированию высокого эмоционального напряжения, снижению психологического здоровья ребенка, снижает ощущение собственной ценности и значимости.
  • Делитесь с ребенком собственным детским, юношеским опытом преодоления жизненных, школьных трудностей, разочарований в дружбе, любви, поддерживайте в нем веру в благоприятный исход событий, подчеркивайте значимость его переживаний. Так вы поддержите в ребенке веру в его “нормальность”, в то, что негативные чувства испытывают все люди и есть конструктивные способы их преодоления.
  • Вырабатывайте неприязненное отношение у ребенка к деструктивным поступкам других людей, организаций (“это плохо, когда одни люди унижают других по признакам пола, расы, увлечений и т.п.”, “человек, унижающий другого – слабый человек”).

Формируйте у ребенка ценностное отношение к жизни, дружбе, добру, взаимопомощи, здоровью, труду. Так вы создадите у ребенка прочную внутреннюю опору.