Профилактика чрезвычайных происшествий с участием несовершеннолетних является приоритетным направлением в ра­боте комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Несмотря на проводимую работу по предупреждению травматизма и ги­бели детей, принимаемые меры являются недостаточными, факты ЧП с участи­ем несовершеннолетних продолжают иметь место.

Так, согласно информации, полученных из муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в рамках порядка межведом­ственного взаимодействия при возникновении ЧП с несовершеннолетним, утвержденного постановлением краевой комиссии от 24 октября 2014 г. № 3/8 (в редакции от 25 декабря 2020 г.) «Об утверждении порядка межведомствен­ного взаимодействия при возникновении чрезвычайного происшествия с несо­вершеннолетним» на сегодняшний день пострадало 3012 несовершеннолетних, в аналогичном периоде прошлого года (далее -АППГ) — 2831.

Из общего числа детей, пострадавших в ЧП на сегодняшний день, со 152 несовершеннолетними (АППГ — 120) муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав проводилась индивидуальная профилак­тическая работа (далее — ИПР); 72 ребенка (АППГ — 57) из семей, находящихся в социально опасном положении (далее — СОП); 33 ребенка (АППГ — 32) из се­мей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, наблюдается значительное увеличение числа детей, по­страдавших в ЧП, которые находятся под контролем органов и учреждений си­стемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

(далее — органы и учреждения системы профилактики). Стоит отметить, что ко­личество подучетников увеличивается за счет того, что с одним и тем же ре­бенком происходят повторные ЧП, в частности, совершение несовершеннолет­ними самовольных уходов.

Так, на сегодняшний день 734 несовершеннолетних совершили само­вольный уход (АППГ — 557), из них 54 подростка, с которыми проводилась ИПР органами и учреждениями системы профилактики, в том числе, прожива­ющих в замещающих семьях, совершили по 2 и более самовольных ухода. Дан­ное обстоятельство свидетельствует о низкой эффективности профилактиче­ской работы, проводимой органами и учреждениями системы профилактики.

Так, в Гулькевичском районе несовершеннолетний Н., проживающий в замещающей семье, состоящий на учете в муниципальной комиссии, а также в ОПДН, совершил 2 самовольных ухода. Несовершеннолетняя Р., состоящая на внутришкольном учете и проживающая в семье СОП, совершила 2 самоволь­ных ухода.

В Каневском районе несовершеннолетняя С, с которой организована ИПР, совершила 3 самовольных ухода, в том числе 1 из социально-реабилитационного центра.

В Сочи несовершеннолетний К., состоящий на учете в муниципальной комиссии и в ОПДН, совершил 3 самовольных ухода.

В Краснодаре несовершеннолетний М., проживающий в семье СОП и со­стоящий на учете в ОПДН, совершил 4 самовольных ухода. Несовершеннолет­ний X., состоящий на учете в муниципальной комиссии и в ОПДН, совершил 5 самовольных уходов. Несовершеннолетний Г., состоящий на учете в муници­пальной комиссии, в ОПДН и на внутришкольном учете, совершил 5 самоволь­ных уходов.

Мониторинг причин и условий позволяет определить, что недостаточный контроль со стороны родителей (лиц, их заменяющих), нарушение детско-родительских отношений, большое количество свободного времени, наличие психических расстройств, послужили совершению несовершеннолетними са­мовольных уходов, в том числе повторных.

Беспокоит тот факт, что на сегодняшний день значительно увеличилось количество детей 422 (АППГ — 324), госпитализированных в медицинские учреждения в результате отравлений неизвестным веществом (в том числе ал­коголем, наркотическими средствами, психотропными веществами, медикамен­тами), из них со смертельным исходом — 14 несовершеннолетних (АГПТГ — 5). Стоить отметить, что в этом и прошлом году 5 несовершеннолетних умерли от употребления наркотических средств. Имеет место факт превышения дозы пре­паратов, назначенных врачом-психиатром. 50 % от общего числа отравлений несовершеннолетних составляет алкогольное отравление. Бесконтрольное вре­мяпровождение несовершеннолетних, их незанятость во внеурочное время, склонность к девиантному поведению являются основными причинами упо­требления ими запрещенных веществ, алкогольной продукции, а также лекар­ственных препаратов без назначения врача.

Вызывает тревогу, что несмотря на принимаемые меры профилактиче­ского и коррекционного характера (постановлением краевой комиссии от 11 декабря 2024 г. № 4/2 утвержден единый региональный порядок межведом­ственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики при работе со случаем суицидального поведения несовершеннолетнего; 19 марта

2025   г. принято постановление краевой комиссии № 1/2 «О принимаемых мерах по предотвращению суицидальных проявлений и внесении изменений в программу и план мероприятий региональной модели профилактики суицидального поведения несовершеннолетних на территории Краснодарского края на 2024-2026     годы, утвержденной постановлением краевой комиссии от 27 марта 2024 г. № 1/2»; министерством образований, науки и молодежной политики обновлен алгоритм деятельности специалистов системы образования по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних на территории муниципальных образований Краснодарского края (далее — Алгоритм) (исх. № 47-01-13-20622/24 от 11 ноября 2024 г.), увеличилось число суицидов, совершенных несовершеннолетними. Так, на сегодняшний день совершено 27 суицидов (АПГТГ — 23).

Стоит отметить, что раннее выявление несовершеннолетних с факторами высокого риска суицидального поведения осуществляется в образовательных организациях, согласно подпункту 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 Алгоритма. Ана­лиз причин и условий суицидального поведения несовершеннолетних, а также эффективности проводимой профилактической работы позволяет отметить, что в образовательных организациях имеет место нарушение данного подпункта. В частности, в последнем абзаце указано, что обучающиеся, отсутствующие в момент проведения мониторингов психоэмоционального состояния, проходят диагностику с момента выхода в образовательную организацию. Однако, при проведении муниципальными комиссиями служебных расследований по со­вершению несовершеннолетними суицидов и их попыток, устанавливается факт непроведения своевременно педагогами-психологами образовательных организаций диагностики психоэмоционального состояния.

Вопрос обеспечения безопасности и предупреждения гибели несовер­шеннолетних на пожарах остается актуальным, т.к. число пострадавших со смертельным исходом остается стабильно большим. На сегодняшний день в ре­зультате пожара погибло 6 несовершеннолетних (АППГ — 7).

Ежегодно краевой комиссией принимаются меры, направленные на про­филактику травмирования и гибели детей, привлечению внимания обществен­ности к проблеме ответственного родительства и контроля за детьми (размеще­ние баннеров, буклетов, наглядной продукции, транслирование в средствах массовой информации видео и аудио роликов и т.д.).

В целях принятия дополнительных мер по профилактике ЧП с несовер­шеннолетними рекомендуем:

провести аналогичный анализ причин и условий ЧП, произошедших с несовершеннолетними в Вашем муниципальном образовании, с принятием управленческих мер;

провести широкую информационную кампанию (кроме суицидов) по предупреждению травмирования и гибели несовершеннолетних;

учитывая, что наступил отопительный сезон, обеспечить широкое осве­щение на местных телеканалах и в социальных сетях информации о мерах по­жарной безопасности, направленных на их недопущение, в том числе действиях при пожаре;

на родительских собраниях обратить на данные факты особое внимание. Ориентировать родителей (лиц, их заменяющих) о необходимости незамедли­тельного обращения в правоохранительные органы при установлении фактов либо признаков совершения преступления в отношении несовершеннолетних, в том числе против их жизни, здоровья и половой неприкосновенности, жестоко­го обращения с детьми, совершения самовольных уходов, а также в случаях су­ицидального поведения обращения к профильным специалистам (психологу, психиатру и т.п.).

В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, устра­нения факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершенно­летних при возникновении чрезвычайного происшествия с ними, эффектив­ного межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы про­филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных за­интересованных органов, организаций и учреждений, в Ваш адрес направлялся обзор о происшествиях с детьми за 6 месяцев 2025 г. (исх. № 204-02-09-28631/25 от 8 сентября 2025 г.).

О принятых мерах просим проинформировать аппарат краевой комиссии в установленный законом срок.