По Краснодарскому краю: небольшая облачность. Без осадков. Днем и вечером в горах кратковременный дождь, гроза. Ветер северо-восточный, восточный 4-9 м/с, днем и вечером местами порывы до 15 м/с. Температура воздуха ночью +9…+14°С, на Азовском побережье +12…+17°С, местами в юго-восточных предгорных районах +6…+11°С; днем +24…+29°С; в горах ночью +5…+10°С, днем +15…+20°С.
На Черноморском побережье: переменная облачность. Без осадков. Ветер северо-восточный с переходом днем на южную четверть 6-11 м/с, местами порывы 12-14 м/с, в Новороссийске 15-17 м/с. Температура воздуха ночью +10…+15°С, днем +22…+27°С.
По г. Краснодару: небольшая облачность. Без осадков. Ветер северо-восточный, восточный 4-9 м/с, днем и вечером порывы 12-14 м/с. Температура воздуха ночью +11…+13°С, днем +26…+28°С.
По территории муниципального образования город-курорт Сочи
(по данным ФГБУ «СЦГМС ЧАМ»)
Переменная облачность. Без осадков. Ветер юго-западный 5-10 м/с. Температура воздуха ночью +11…+16°С, днем +21…+26°С. Предгорья и низкие горы: ночью +8…+13°С, днем +21…+26°С.
1.3. Гидрологическая: за прошедшие сутки 20 мая 2024 г. в связи с выпавшими осадками, снеготаянием, высоким уровнем грунтовых вод местами на реках юго-восточной части края наблюдались подъемы уровней воды, без достижения неблагоприятных отметок, на реках юго-западной части края и реках Черноморского побережья сохранялся повышенный фон уровней рек.
Температура воды у берегов Черного моря +17…+19°С, Азовского моря +17…+20°С.
Прогноз: 22 мая 2024 г. в связи с высоким уровнем грунтовых, снеготаянием, и учетом времени добегания, местами на реках юго-восточной территории края ожидается повышенный фон уровней воды.
Прогноз чрезвычайных ситуаций.
2.1 Природного характера.
2.1.1. 22 мая 2024 г. на территории муниципальных образований: Туапсинский муниципальный округ, муниципальный округ город Горячий Ключ; Абинский, Апшеронский, Белореченский, Крымский, Курганинский, Лабинский, Мостовский, Новокубанский, Отрадненский, Северский, Славянский, Темрюкский, Успенский районы и гг. Анапа, Геленджик, Новороссийск, Сочи существует вероятность возникновения ЧС и происшествий, связанных с:
нарушениями в работе транспорта из-за перекрытия автомобильных и железных дорог в результате схода оползней и селей;
разрушением жилых домов, строений;
нарушением функционирования объектов жизнеобеспечения.
Источник ЧС и происшествий – активизация экзогенных процессов.
2.2. Техногенного характера:
22 мая 2024 г. в крае возможны ЧС и происшествия, связанные с:
гибелью людей в результате ДТП;
гибелью людей в результате пожаров;
затруднением и нарушением движения транспорта, увеличением количества ДТП из-за тумана (предгорные и горные районы);
поражением объектов электроэнергетики (трансформаторных подстанций, электрических систем и др.), хранилищ ГСМ, а также других объектов, не оборудованных молниезащитой (громоотводом), разрядами атмосферного электричества;
авариями на объектах жизнеобеспечения населения и жилого фонда (водоснабжение, газоснабжение) из-за высокой изношенности коммуникаций;
возможными авариями на энергетических системах (из-за перегрузок энергосистем и изношенности оборудования);
в связи с использованием источников обогрева (короткое замыкание электропроводки, неисправность электрического оборудования) существует вероятность увеличения количества случаев бытовых пожаров и отравлений угарным газом.
2.3. Биолого-социального характера:
22 мая 2024 г. в связи с осадками, грозой, усилением ветра, туманом, ухудшением видимости в тумане, повышенным фоном уровней воды в реках и возможной активизацией экзогенных процессов существует вероятность несчастных случаев с туристическими группами и людьми, находящимися в горах;
возможны случаи заболевания населения ОРВИ, ОРЗ;
возможны несчастные случаи, связанные с поражением людей молнией;
возможны несчастные случаи, связанные с отравлениями людей грибами: ядовитыми, условно-годными, неизвестными, а также при нарушении технологии приготовления и поздним обращением за медицинской помощью;
в связи с высокой температурой воздуха существует вероятность активного распространения клещей и других переносчиков инфекционных болезней;
на территории края существует вероятность возникновения новых очагов заболеваний: АЧС на свиноводческих предприятиях, бруцеллёзом крупного рогатого скота на молочно-товарных фермах, птичьего гриппа, в личных подсобных хозяйствах и заболеваний вирусом бешенства.
2.4. Иного характера:
22 мая 2024 г. существует вероятность возникновения несчастных случаев, связанных с гибелью людей на водных объектах края;
возможны случаи выхода людей в лесные массивы с последующей потерей ориентации на местности;
22 мая 2024 г. на всей территории края существует вероятность возникновения ЧС (происшествий) на фоне циклических рисков:
локальные подтопления пониженных участков местности, в т.ч. бессточных, приусадебных участков, автомобильных и железных дорог, низководных мостов, подмывом дорог и опор мостов, размывом берегов рек, прорывом дамб обвалований и плотин прудов из-за повышенного фона уровней воды в реках;
из-за неосторожного обращения с огнем и усилением ветра повышается вероятность выявления термических аномалий (в том числе разведение костров; выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы с нарушением требований правил пожарной безопасности в лесу и на участках, непосредственно примыкающих к лесам), единичных очагов загорания на местности (в т.ч. палов сухой растительности), возникновения (увеличения) количества очагов и площадей природных пожаров.
Рекомендации.
Общие предложения:
довести прогноз до глав городских и сельских поселений, руководителей туристических групп, руководителей санаторно-курортных комплексов, руководителей баз и зон отдыха, руководителей предприятий, организаций, аварийно-спасательных формирований;
проверить готовность аварийно-спасательных формирований и органов управления к выполнению задач по предупреждению и ликвидации ЧС;
поддерживать на необходимом уровне запасы материальных и финансовых ресурсов, для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
уточнить планы действий по предупреждению и ликвидации возможной ЧС;
организовать проверку готовности систем оповещения к использованию по предназначению на территории муниципальных образований;
обеспечить готовность пунктов управления, систем связи и оповещения органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС;
обеспечить готовность аварийных бригад к реагированию при возникновении аварий на объектах жизнеобеспечения и в системах энергоснабжения.
По противооползневым мероприятиям:
в районе левобережных притоков р. Мзымта от устья реки Сулимовская до устья реки Пслух необходим запрет на перемещение техники и людей при ухудшении погодных условий, так как неоднократно на данном участке происходил сход селевых потоков даже на фоне умеренных осадков;
организациям энергоснабжения усилить контроль за функционированием трансформаторных подстанций, линий электропередач и технологического оборудования, находящихся в опасной зоне;
организациям, эксплуатирующим авто и ж/д дороги усилить контроль за оползневыми участками, принять меры по своевременной расчистке дорог в случае сходов оползней.
По противопожарным мероприятиям:
организовать контроль пожарной обстановки и проведение в полном объеме превентивных мероприятий;
усилить контроль пожарной обстановки и провести в полном объеме превентивные мероприятия;
организовать проверку готовности систем оповещения к использованию по предназначению на территории муниципальных образований;
организовать своевременное выявление угрозы распространения пожаров на населенные пункты, а/м и ж/д магистрали, линии электропередачи и связи, другие объекты;
организовать наземное патрулирование в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах;
организациям энергоснабжения усилить контроль за функционированием трансформаторных подстанций, линий электропередач и технологического оборудования, газопроводов, находящихся в пожароопасных зонах.
По предупреждению и смягчению последствий в случае высокого фона уровней воды в реках.
при получении предупреждения о возможном поднятии уровней воды до неблагоприятных отметок (НЯ) и выше, организовать наблюдение на реках в местах возможного возникновения заторов (железнодорожные, автомобильные и пешеходные мостовые переходы, места сужения русел рек, места крутых поворотов русел рек);
усилить контроль за водными объектами и гидротехническими сооружениями (дамбы обвалования, мосты, прудовые хозяйства);
организовать запас инертных материалов (песок, гравий, глина, мешки с цементом) для подсыпки и ликвидации проранов в теле аварийной дамбы;
при необходимости провести упреждающую эвакуацию населения из зоны возможного возникновения ЧС (подтопления, затопления, просадка грунта, оползни и т.п.);
уточнить списки и места нахождения маломобильных граждан;
обеспечить контроль готовности аварийных бригад к реагированию при возникновении аварий на объектах жизнеобеспечения и в системах энергоснабжения;
сосредоточить технику для расчистки от последствий оползневых процессов в руслах рек Кепша и Кудепста.
По смягчению последствий от землетрясений:
проводить сбор, обработку и обмен информацией с места ЧС в установленном порядке;
провести экстренное оповещение населения и подготовить места эвакуации людей;
определить объем и степень повреждения различных зданий и сооружений, оценить состояние социально-значимых объектов;
исключить или ограничить возможности поражения от вторичных факторов (отключение электросетей, централизованной подачи газа и др.);
организовать проверку, расположенных в зоне ЧС опасных объектов (химически-опасные объекты, склады и т.д.);
провести обследование ГТС (дамбы обвалования, плотины) на наличие повреждений и возможной угрозы затоплений.
По предупреждению ДТП:
совместно с территориальными органами ГИБДД МВД России реализовать меры по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильных трассах;
организовать контроль маршрутов, по которым осуществляются перевозки туристов автотранспортом повышенной проходимости с целью обеспечения безопасности туристов;
обеспечить готовность спасательных служб к реагированию на ДТП и аварии на других видах транспорта.
По противоэпидемиологическим и противоэпизоотическим мероприятиям:
организовать контроль по эпизоотической (АЧС), эпидемиологической, фитосанитарной обстановках и проведение в полном объеме превентивных мероприятий.