по Краснодарскому краю: переменная облачность. Местами кратковременный дождь, гроза, днем и вечером в отдельных районах сильный дождь, град. До конца суток 29.05 местами КМЯ: сильный дождь, ливень в сочетании с грозой, градом и шквалистым усилением ветра с порывами 20 м/с; местами сильный ливень (ОЯ), очень сильный дождь (ОЯ). Ночью и утром местами туман. Ветер западной четверти с переходом на восточную четверть 4-9 м/с, местами порывы при грозе 12-14 м/с. Температура воздуха ночью +11…+16°С, днем +23…+28°С; в горах ночью +7…+12°С, днем +14…+19°С;
На Черноморском побережье: температура воздуха ночью +13…+18°С, днем +22…+27°С.
По г. Краснодару: переменная облачность. Ночью преимущественно без осадков, днем и вечером кратковременный дождь, гроза. Ветер западной четверти с переходом на восточную четверть 4-9 м/с. Температура воздуха ночью +12…+14°С, днем +23…+25°С.
По территории муниципального образования город-курорт Сочи
(по данным ФГБУ «СЦГМС ЧАМ»)
30 мая. Переменная облачность. Преимущественно без осадков. Ветер северо-западный 5-10 м/с. Температура воздуха ночью +14…+19°С, днём +22…+27°С. Предгорья и низкие горы ночью +11…+16°С, днем +22…+27°С.
По данным предупреждения Краснодарского ЦГМС филиала ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (уточнение к предупреждению о ВПО № 4 от 22.05.2024) НЯ о ВПО № 4 от 29.05.2024г.:
До конца суток 29.05.2024, а также в течение суток 30.05.2024 местами в северо-восточных, северо-западных, юго-восточных, юго-западных, центральных районах края (включая МО г. Краснодар) ожидается высокая пожароопасность (ВПО) 4 класса (НЯ).
1.3. Гидрологическая: за прошедшие сутки 28 мая 2024 г. в связи с прошедшими осадками, снеготаянием и высоким уровнем грунтовых вод, на реках и водотоках Черноморского побережья отмечались кратковременные подъемы уровней воды.
Температура воды у берегов Черного моря +18…+20°С, Азовского моря +19…+21°С.
Прогноз: 30 мая 2024 г. в связи с прогнозируемыми осадками, в отдельных районах сильными, снеготаянием на реках юго-восточной, юго-западной территории края и реках Черноморского побережья ожидаются подъемы уровней воды.
Прогноз чрезвычайных ситуаций.
2.1 Природного характера.
2.1.1. 30 мая 2024 г. на территории муниципальных образований: Туапсинский муниципальный округ, муниципальный округ г. Горячий Ключ, Абинский, Апшеронский, Белореченский, Крымский, Курганинский, Лабинский, Мостовский, Новокубанский, Отрадненский, Северский, Славянский, Темрюкский, Успенский районы и гг. Анапа, Геленджик, Новороссийск, Сочи существует вероятность возникновения ЧС и происшествий, связанных с:
нарушениями в работе транспорта из-за перекрытия автомобильных и железных дорог в результате схода оползней и селей;
разрушением жилых домов, строений;
нарушением функционирования объектов жизнеобеспечения.
Источник ЧС и происшествий – активизация экзогенных процессов.
2.1.2. 30 мая 2024 года на территории муниципальных образований: Ленинградский муниципальный округ, Приморско-Ахтарский муниципальный округ, Абинский, Апшеронский, Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Выселковский, Гулькевичский, Динской, Ейский, Кавказский, Калининский, Каневской, Кореновский, Красноармейский, Крыловский, Крымский, Кущевский, Лабинский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Северский, Славянский, Староминский, Тбилисский, Тимашевский, Тихорецкий, Усть-Лабинский, Щербиновский районы и г. Краснодар существует вероятность возникновения ЧС и происшествий, связанных с:
увеличением количества пожаров на объектах экономики и в населенных пунктах;
возникновением лесных и ландшафтных пожаров, увеличением их площадей;
пожарами на сельхозугодиях и в лесополосах.
Источник ЧС и происшествий – высокая пожароопасность (ВПО) 4 класса.
2.1.3. 30 мая 2024 года на территории муниципальных образований: Ленинградский муниципальный округ, Приморско-Ахтарский муниципальный округ, Туапсинский муниципальный округ, муниципальный округ г. Горячий Ключ; Абинский, Апшеронский, Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Выселковский, Гулькевичский, Динской, Ейский, Кавказский, Калининский, Каневской, Кореновский, Красноармейский, Крыловский, Крымский, Курганинский, Кущевский, Лабинский, Мостовский, Новокубанский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Северский, Славянский, Староминский, Тбилисский, Темрюкский, Тимашевский, Тихорецкий, Успенский, Усть-Лабинский, Щербиновский районы и гг. Анапа, Армавир, Геленджик, Краснодар, Новороссийск существует вероятность возникновения ЧС и происшествий, связанных с:
подтоплением и затоплением территорий населенных пунктов ливневыми и склоновыми стоками;
нарушением работы ливневых систем;
авариями на объектах энергетики, обрывом воздушных линий связи и электропередач;
повреждением и разрушением построек, кровли, обрушением слабоукрепленных, широкоформатных и ветхих конструкций;
увечьями людей из-за повала деревьев, рекламных щитов;
повреждением автотранспорта и крыш строений градом;
затруднением в работе транспорта, увеличением ДТП;
затруднением в работе морских портов;
ухудшением видимости в осадках;
нарушением в работе морского транспорта;
выходом из строя объектов жизнеобеспечения.
Источник ЧС и происшествий – сильный дождь, гроза, град, усиление ветра при грозе.
2.1.4. 30 мая 2024 года на территории муниципальных образований: Туапсинский муниципальный округ, муниципальный округ г. Горячий Ключ; Абинский, Апшеронский, Белореченский, Курганинский, Крымский, Лабинский, Мостовский, Новокубанский, Отрадненский, Северский районы и гг. Анапа, Геленджик, Новороссийск вероятность возникновения ЧС и происшествий, связанных с:
затоплением и подтоплением территорий населенных пунктов, пониженных участков, не имеющих естественного стока воды;
размывом берегов рек, прорывом дамб обвалований, плотин прудов;
подмывом опор мостов, земляных насыпей ж/д путей (эстакад) на подходах к мостам, опор ЛЭП;
нарушением функционирования объектов жизнеобеспечения;
подтоплением низменных участков, выходом воды на пойму;
Источник ЧС и происшествий – подъемы уровней воды.
2.2. Техногенного характера:
30 мая 2024 г. в крае возможны ЧС и происшествия, связанные с:
гибелью людей в результате ДТП;
гибелью людей в результате пожаров;
затруднением и нарушением движения транспорта, увеличением количества ДТП из-за ухудшения видимости в осадках и тумане;
авариями на объектах энергетики, обрывом воздушных линий связи и электропередач из-за усиления ветра и грозы;
затруднениями и нарушениями в работе Керченской переправы из-за ухудшения видимости в осадках;
поражением объектов электроэнергетики (трансформаторных подстанций, электрических систем и др.), хранилищ ГСМ, а также других объектов, не оборудованных молниезащитой (громоотводом), разрядами атмосферного электричества;
авариями на объектах жизнеобеспечения населения и жилого фонда (водоснабжение, газоснабжение) из-за высокой изношенности коммуникаций;
возможными авариями на энергетических системах (из-за перегрузок энергосистем и изношенности оборудования);
в связи с использованием источников обогрева (короткое замыкание электропроводки, неисправность электрического оборудования) существует вероятность увеличения количества случаев бытовых пожаров и отравлений угарным газом.
2.3. Биолого-социального характера:
30 мая 2024 г. в связи со сложными погодными условиями (сильный дождь, ухудшение видимости в осадках, град, гроза, усиление ветра при грозе, туман, ухудшение видимости в тумане), подъемами уровней воды в реках и возможной активизацией экзогенных процессов существует вероятность несчастных случаев с туристическими группами и людьми, находящимися в горах;
возможны случаи заболевания населения ОРВИ, ОРЗ;
возможны несчастные случаи, связанные с поражением людей молнией;
возможны несчастные случаи, связанные с отравлениями людей грибами: ядовитыми, условно-годными, неизвестными, а также при нарушении технологии приготовления и поздним обращением за медицинской помощью;
в связи с высокой температурой воздуха существует вероятность активного распространения клещей и других переносчиков инфекционных болезней;
на территории края существует вероятность возникновения новых очагов заболеваний: АЧС на свиноводческих предприятиях, бруцеллёзом крупного рогатого скота на молочно-товарных фермах, птичьего гриппа, в личных подсобных хозяйствах и заболеваний вирусом бешенства.
2.4. Иного характера:
30 мая 2024 г. существует вероятность возникновения несчастных случаев, связанных с гибелью людей на водных объектах края;
возможны случаи выхода людей в лесные массивы с последующей потерей ориентации на местности;
30 мая 2024 г. на всей территории края существует вероятность возникновения ЧС (происшествий) на фоне циклических рисков:
локальные подтопления пониженных участков местности, в т.ч. бессточных, приусадебных участков, автомобильных и железных дорог, низководных мостов, подмывом дорог и опор мостов, размывом берегов рек, прорывом дамб обвалований и плотин прудов из-за сильных осадков, подъемов уровней воды в реках;
из-за неосторожного обращения с огнем и усилением ветра повышается вероятность выявления термических аномалий (в том числе разведение костров; выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы с нарушением требований правил пожарной безопасности в лесу и на участках, непосредственно примыкающих к лесам), единичных очагов загорания на местности (в т.ч. палов сухой растительности), возникновения (увеличения) количества очагов и площадей природных пожаров.
Рекомендации.
Общие предложения:
довести прогноз до глав городских и сельских поселений, руководителей туристических групп, руководителей санаторно-курортных комплексов, руководителей баз и зон отдыха, руководителей предприятий, организаций, аварийно-спасательных формирований;
проверить готовность аварийно-спасательных формирований и органов управления к выполнению задач по предупреждению и ликвидации ЧС;
поддерживать на необходимом уровне запасы материальных и финансовых ресурсов, для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
уточнить планы действий по предупреждению и ликвидации возможной ЧС;
организовать проверку готовности систем оповещения к использованию по предназначению на территории муниципальных образований;
обеспечить готовность пунктов управления, систем связи и оповещения органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС;
обеспечить готовность аварийных бригад к реагированию при возникновении аварий на объектах жизнеобеспечения и в системах энергоснабжения.
По противооползневым мероприятиям:
в районе левобережных притоков р. Мзымта от устья реки Сулимовская до устья реки Пслух необходим запрет на перемещение техники и людей при ухудшении погодных условий, так как неоднократно на данном участке происходил сход селевых потоков даже на фоне умеренных осадков;
организациям энергоснабжения усилить контроль за функционированием трансформаторных подстанций, линий электропередач и технологического оборудования, находящихся в опасной зоне;
организациям, эксплуатирующим авто и ж/д дороги усилить контроль за оползневыми участками, принять меры по своевременной расчистке дорог в случае сходов оползней.
По противопожарным мероприятиям:
организовать контроль пожарной обстановки и проведение в полном объеме превентивных мероприятий;
усилить контроль пожарной обстановки и провести в полном объеме превентивные мероприятия;
организовать проверку готовности систем оповещения к использованию по предназначению на территории муниципальных образований;
организовать своевременное выявление угрозы распространения пожаров на населенные пункты, а/м и ж/д магистрали, линии электропередачи и связи, другие объекты;
организовать наземное патрулирование в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах;
организациям энергоснабжения усилить контроль за функционированием трансформаторных подстанций, линий электропередач и технологического оборудования, газопроводов, находящихся в пожароопасных зонах.
По предупреждению и смягчению последствий в случае сильных осадков, грозы, града, подъемов уровней воды в реках:
при получении предупреждения о возможном поднятии уровней воды до неблагоприятных отметок (НЯ) и выше, организовать наблюдение на реках в местах возможного возникновения заторов (железнодорожные, автомобильные и пешеходные мостовые переходы, места сужения русел рек, места крутых поворотов русел рек);
усилить контроль за водными объектами и гидротехническими сооружениями (дамбы обвалования, мосты, прудовые хозяйства);
организовать запас инертных материалов (песок, гравий, глина, мешки с цементом) для подсыпки и ликвидации проранов в теле аварийной дамбы;
при необходимости провести упреждающую эвакуацию населения из зоны возможного возникновения ЧС (подтопления, затопления, просадка грунта, оползни и т.п.);
уточнить списки и места нахождения маломобильных граждан;
обеспечить контроль готовности аварийных бригад к реагированию при возникновении аварий на объектах жизнеобеспечения и в системах энергоснабжения;
коммунальным и дорожным службам провести расчистку ливневых систем от мусора для беспрепятственного стока дождевых вод;
не допускать выхода неорганизованных групп и техники в горные районы края, усилить контроль за регистрацией групп туристов, направляющихся в горные районы, и обеспечить их достоверной информацией о метеоусловиях на маршрутах;
в случае выпадения града рекомендовать населению не покидать помещения, воздержаться от перемещения любым видом транспорта;
сосредоточить технику для расчистки от последствий оползневых процессов в руслах рек Кепша и Кудепста.
По предупреждению и смягчению последствий от воздействия усиления ветра:
довести прогноз до администрации морского порта и судовладельцев;
судовладельцам принять необходимые меры по обеспечению безопасной стоянки судов;
закрепить подъемно-транспортное оборудование;
для защиты населения от травм, нанесенных различными предметами, рекомендовать провести мероприятия по защите витрин, окон с наветренной стороны, очистку крыш, открытых балконов, лоджий от посторонних предметов.
По смягчению последствий от землетрясений:
проводить сбор, обработку и обмен информацией с места ЧС в установленном порядке;
провести экстренное оповещение населения и подготовить места эвакуации людей;
определить объем и степень повреждения различных зданий и сооружений, оценить состояние социально-значимых объектов;
исключить или ограничить возможности поражения от вторичных факторов (отключение электросетей, централизованной подачи газа и др.);
организовать проверку, расположенных в зоне ЧС опасных объектов (химически-опасные объекты, склады и т.д.);
провести обследование ГТС (дамбы обвалования, плотины) на наличие повреждений и возможной угрозы затоплений.
По предупреждению ДТП:
совместно с территориальными органами ГИБДД МВД России реализовать меры по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильных трассах;
организовать контроль маршрутов, по которым осуществляются перевозки туристов автотранспортом повышенной проходимости с целью обеспечения безопасности туристов;
обеспечить готовность спасательных служб к реагированию на ДТП и аварии на других видах транспорта.
По противоэпидемиологическим и противоэпизоотическим мероприятиям:
организовать контроль по эпизоотической (АЧС), эпидемиологической, фитосанитарной обстановках и проведение в полном объеме превентивных мероприятий.