Упрощенный порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков действует с начала 2025 года и позволяет максимально быстро разрешить налоговые споры с минимумом издержек. Упрощенный порядок рассмотрения жалоб возможен по таким темам, как камеральный и выездной контроль, регистрация и учет плательщиков, урегулирование задолженности, приостановление операций по счетам, отказ в предоставлении отсрочки или рассрочки по платежам и иным.
В отличие от обычной жалобы, «лёгкая жалоба» рассматривается не вышестоящим, а тем же налоговым органом, чьи акты ненормативного характера, действия или бездействие обжалуются. Срок её рассмотрения – семь рабочих дней со дня получения. По итогам рассмотрения жалобы в упрощенном порядке налоговый орган должен её удовлетворить полностью или частично либо перенаправить в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения в обычном порядке.
Подать «лёгкую жалобу» можно только в электронном виде с помощью личного кабинета для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц или по телекоммуникационным каналам связи.
В целях совершенствования информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками на сайте ФНС России функционирует интернет-сервис «Узнать о жалобе», с помощью которого можно получить следующую информацию:
- дата поступления обращения в налоговый орган, рассматривающий обращение, и входящий номер;
- срок, к которому должно быть рассмотрено обращение;
- информация о продлении срока рассмотрения обращения;
- реквизиты решения (ответа) по обращению (номер и дата);
- статус обращения (в стадии рассмотрения, рассмотрение завершено);
- сведения о результате рассмотрения обращения.